Покупок в корзине:

ГИМН АНДРЕЕВСКОМУ ФЛАГУ

Красная звезда. 26.06.2003

Вышел в свет шестой том энциклопедии "Оружие и технологии России. XXI век" – "Корабли Военно-морского флота". Это вторая книга, посвященная вооруженной борьбе на море. Первая рассказывает о вооружении ВМФ. Проект является совместным трудом авторитетных экспертов российского оборонного комплекса и военного ведомства, ученых, историков и журналистского коллектива издательского дома "Оружие и технологии". В книгах на русском и английском языках широко представлены системы и комплексы современного вооружения и оборонные технологии ведущих фирм и компаний оборонно-промышленного комплекса России. Энциклопедия издается под общей редакцией министра обороны России Сергея Иванова.

В период расцвета отечественной судостроительной промышленности (середина 70-х – начало 80-х годов ХХ столетия) наше государство обеспечивало годовой выпуск кораблей и судов для ВМФ и оборонных заказчиков общим стандартным водоизмещением более 300.000 тонн и по объемам военного кораблестроения занимала второе место в мире. Постоянно в постройке находилось более 100 кораблей. Ежегодно флоту сдавалось 4-5 атомных подводных лодок, включая подводные ракетоносцы стратегического назначения, один крупный надводный корабль типа авианесущего или ракетного крейсера, 3-4 корабля классов эскадренный миноносец и большой противолодочный корабль, значительное количество средних и малых боевых кораблей, тральщиков, катеров и вспомогательных судов.

Девяностые годы в кораблестроении были связаны преимущественно с достройкой кораблей, заложенных в советское время. Высокие темпы снижения государственного оборонного заказа (в отдельные годы более чем вдвое) увеличили сроки их постройки до 3-7 лет. И все же, несмотря на многократное снижение объемов финансирования, ежегодно сдавалось не менее одного корабля – таких, как ракетный крейсер "Петр Великий", большой противолодочный корабль "Адмирал Чабаненко", атомная подводная лодка "Гепард", тральщик "Валентин Пикуль". Это наглядное свидетельство того, что отечественная производственно-технологическая и научно-техническая база промышленности сохранена. К тому же выполняется широкая номенклатура НИОКР, позволяющая поддерживать высокий уровень эффективности отечественных вооружений, что подтверждается их конкурентоспособностью на международном рынке.

Взглянуть на состояние флота вчера и сегодня можно глазами главнокомандующего Военно-морским флотом адмирала флота Владимира Куроедова, генерального директора Российского агентства по судостроению Владимира Поспелова, заместителя главнокомандующего ВМФ по вооружению вице-адмирала Михаила Барскова, выступающих в книге с аналитическими статьями.

Главным же достоинством вышедшего тома, на мой взгляд, является то, что в нем представлены все корабли и суда, находящиеся (или бывшие) в строю во второй половине ХХ – начале ХХI века, а также краткие характеристики военно-морского оружия. Полное описание вооружения ВМФ, как уже отмечено, содержится в отдельной книге энциклопедии – в третьем томе.

Представлены все классы подводных лодок и аппаратов (ПЛ с баллистическими ракетами, ПЛ с крылатыми ракетами, ПЛ с ракетно-торпедным вооружением и подводные аппараты). Экскурсию читатель начнет с большой подводной лодки проекта АВ611, которая явилась головной в первой отечественной серии ПЛ с баллистическими ракетами Р-11ФМ надводного старта. Она предназначалась для накопления необходимого опыта эксплуатации лодок, вооруженных этим оружием, его боевого использования и подготовки личного состава будущих подводных ракетоносцев. Переоборудование по указанному проекту головной и трех серийных ПЛ завершили в 1957 году, а пятой ПЛ – в 1958-м.

Читатель также познакомится с крейсерской подводной лодкой проекта 629А, которая явилась головной в отечественной серии ПЛ, вооруженных баллистическим ракетным комплексом Д-4 с ракетами Р-21 подводного старта. Головную ПЛ переоборудовали в декабре 1966 года, а до конца 1972-го было переоборудовано еще 13 лодок.

А вот перед нами первая советская атомная субмарина с баллистическими ракетами – крейсерская атомная подводная лодка проекта 658 (658М). Она предназначалась для нанесения ударов баллистическими ракетами по военным и промышленным объектам противника. Работы по созданию ПЛ начались в 1958 году, первый корпус введен в строй в 1960 году. Они находились на боевой вахте до начала 90-х годов.

Словом, у читателя есть возможность поизучать и понаблюдать (цветные фотографии и чертежи позволят это сделать) субмарины с баллистическими ракетами. Перед ним предстанут большая ПЛ проекта АВ611, большая ракетная подводная лодка проекта 605 и проекта 601, крейсерская атомная ПЛ проекта 701.

А затем следуют ракетные подводные лодки стратегического назначения (РПЛСН) проектов 667А (водоизмещение – 11500 т, носитель 16 баллистических ракет РСМ-25, с 1967 по 1974 год построено 34 ПЛ проекта 667А и 667АУ, в н.в. выведены из состава флота), 667Б (водоизмещение – 13700 т, носитель 12 БРПЛ РСМ-40, с 1974 по 1977 год построено 18 единиц, в н.в. выведены из состава флота), 667БД (водоизмещение – 15750 т, носитель 16 БРПЛ РСМ-40, в 1975 году построено 4 единицы, в н.в. выведены из состава флота), 667БДР (водоизмещение – 16000 т, носитель 16 БРПЛ РСМ-50, с 1976 по 1982 год построено 14 единиц), 941 (водоизмещение – 48000 т, носитель 20 трехступенчатых твердотопливных БРПЛ РСМ-52, самая мощная субмарина по суммарному залпу, с 1981 по 1989 год построено 6 единиц, наименование на Западе – "Тайфун"), 667БДРМ (водоизмещение – 18200 т, носитель 16 БРПЛ РСМ-54, с 1985 по 1990 год построено 7 единиц).

Последней в ряду "стратегов" – РПЛСН проекта 955, являющаяся подводной лодкой 4-го поколения. Закладка головной субмарины, получившей название "Юрий Долгорукий", состоялась 2 ноября 1996 года. Ее полное водоизмещение 24000 т, наибольшая длина –170 м, ширина 13,5 м, скорость полного подводного хода – 29 узлов, экипаж – 107 человек. В 1998 году в Московском институте теплотехники для субмарины началась разработка ракетной системы с межконтинентальной твердотопливной баллистической ракетой, оснащенной разделяющейся головной частью. Она в значительной степени унифицирована с МБР наземного базирования "Тополь-М", однако не является ее прямой модификацией. При строительстве подводной лодки данного проекта и разработке ракеты реализуются новые технологии для повышения эффективности их применения.

Первой ПЛ с крылатыми ракетами в СССР стала дизель-электрическая лодка проекта 664, созданная на базе средней подводной лодки проекта 613 (всего переоборудовано 6 единиц). Она оснащалась ракетами П-5 и предназначалась для нанесения ударов по военным и промышленным объектам, находящимся на территории противника. Читатель имеет возможность познакомиться с субмаринами, несущими крылатые ракеты, всех проектов, в том числе и с современными ракетными подводными крейсерами проекта 949А – носителем 24 крылатых ракет "Гранит" (водоизмещение – 24000 т, с 1989 по 1995 год построено 10 единиц). Мир широко узнал о них, когда один из крейсеров – "Курск" – 12 августа 2000 года потерпел катастрофу, в результате которой экипаж погиб, а корпус корабля значительно разрушился

Перспективы в этом классе ПЛ таковы. 21 декабря 1993 года состоялась закладка головной подводной лодки проекта 885, получившей название "Северодвинск" (водоизмещение – 11800 т, скорость подводного хода – 28-31 узел). В силу ряда причин строительство корабля ведется низкими темпами и до сего времени не закончено. Субмарина является многоцелевой атомной подводной лодкой 4-го поколения и предназначена для нанесения ударов по группировкам надводных кораблей и транспортам, поиска и уничтожения подводных лодок, а также поражения береговых целей. В качестве основного ракетного оружия лодки данного проекта могут оснащаться оперативно-тактическими ракетами типа "Оникс", ПКР типа Х-35, а также новыми крылатыми ракетами большой дальности.

Безусловно, наибольшее число проектов было реализовано при строительстве ПЛ с ракетно-торпедным вооружением. У читателя тут широкое поле для тщательного изучения. Какие субмарины только не строились в Советском Союзе (России) – многоцелевые, глубоководные атомные, носители водолазов, лодки-мишени, спасательные… Богат арсенал и подводных аппаратов. Так, глубоководные "Север-2" и "Поиск-2" могли работать на глубинах до 2.000 м, а автономный самоходный глубоководный аппарат "Русь" – на глубинах до 6.000 м. Были созданы оригинальные спасательные подводные аппараты, и если бы они сохранились в надлежащем виде, то оказание помощи экипажу "Курска" проходило бы, видимо, по другому сценарию.

В томе представлены все классы надводных кораблей. Первой строкой, как и подобает, показаны авианесущие корабли. Они представлены все, включая действующий ТАВКР проекта 1143.5 – "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов". Из крейсеров назовем тяжелые ракетные – проектов 1144.1 и 1144.2. По первому проекту в 1974-1980 годах строится один – "Адмирал Ушаков", по второму с 1984 по 1994 год – три: "Адмирал Лазарев", "Адмирал Нахимов" и "Петр Великий". Эти корабли предназначаются для поражения крупных надводных целей противника и обеспечения комплексной ПВО, ПЛО соединений боевых кораблей.

Последний корабль серии "Петр Великий" был заложен на Балтийском заводе 25 октября 1986 года. Первый морской переход к месту службы на Северный флот он совершил в октябре 1995-го. Его водоизмещение 26.190 т, размеры 251,2х28,5х10,33 м. Энергетическая установка – комбинированная (атомная, паротурбинная, 2 атомных реактора, 2 вспомогательных котла, 4 паровые турбины по 70.000 л.с.). Скорость – около 32 узлов. Автономное плавание – 60 суток. Крейсер имеет самое мощное в мире (не авиационное) вооружение. На его борту 20 ПУ крылатых ракет "Гранит", 12 ПУ зенитных ракетных систем С-300Ф и С-300ФМ (96 ЗУР), 8 пусковых установок зенитных ракетных комплексов "Клинок" (64 ЗУР). Кроме этого, корабль имеет 6 боевых модулей зенитных ракетно-артиллерийских комплексов "Каштан" (192 ЗУР), универсальную ракетно-торпедную пусковую установку для стрельбы как ракетами-торпедами, так и обычными торпедами, является носителем 3 вертолетов Ка-27ПЛ и Ка-25РЦ. Экипаж корабля – 727 чел, авиагруппа – 18 чел.

А затем в книге перед нами предстают большие противолодочные и ракетные корабли, эскадренные миноносцы, сторожевые корабли, малые ракетные корабли и ракетные катера, торпедные катера, малые противолодочные корабли сторожевые катера, минно-тральные корабли, а также десантные корабли. Обстоятельно представлены корабли и суда обеспечения, в том числе обеспечения системы базирования, транспорта вооружения, спасательные.

Здесь уместно отметить, что ранее принятые программы развития ВМФ не смогли обеспечить полнокровную жизнедеятельность флота. Несмотря на принятые меры, средств на техническое обслуживание и ремонт кораблей катастрофически не хватало. В результате в середине 90-х годов начался их массовый вывод из боевого строя, в том числе и тех, что не выслужили установленный срок. В последние годы темп списания кораблей удалось сократить. Однако доля судов с просроченными межремонтными сроками превысила 75 процентов. В сложившейся ситуации командование ВМФ перешло к принципу дифференцированного обеспечения корабельного состава всеми видами снабжения и технического обслуживания, что позволило в значительной степени стабилизировать ситуацию.

Отдельными разделами в книге также представлены экспериментально-лабораторная база, научно-исследовательские центры, полигоны. Читатель, в частности, имеет возможность познакомиться с возможностями ЦНИИ имени академика А.Н. Крылова. Много интересного имеется в научно-исследовательском испытательном полигоне 1-го ЦНИИ Минобороны РФ, ОКБ Московского энергетического института, "НПО машиностроения", НИЦ безопасности технических систем Минобороны РФ. Емко представлен Центр подготовки боевых сил ВМФ. Созданный в июле 1956 года, он предназначен для подготовки экипажей атомных подводных лодок. Выучку здесь получили более 550 экипажей АПЛ, которые приняли от промышленности и ввели в боевой состав ВМФ более 250 атомных подводных лодок.

Зарубежным партнерам и всем интересующимся кораблестроением будет интересно узнать мощности российского кораблестроительного комплекса и предприятий военно-морских вооружений. Вот лидер "оборонки" – Федеральное государственное унитарное предприятие "ЦКБ МТ "Рубин", многопрофильное предприятие, работающее в сфере проектирования сложных технических систем. В настоящее время им разработаны проекты и ведется строительство ПЛ четвертого поколения – РПЛСН "Юрий Долгорукий" и дизель-электрической ПЛ "Санкт-Петербург". ФГУП "Северное проектно-конструкторское бюро" ведет проектирование боевых надводных кораблей: крейсеров, эсминцев, фрегатов, корветов, катеров. Наиболее крупные работы предприятия за последние пять лет – разработка для отечественного ВМФ проектов таких кораблей третьего поколения, как атомный крейсер "Петр Великий", большой противолодочный корабль "Адмирал Чабаненко". ФГУП "ЦМКБ "Алмаз" проектирует известные на весь мир скоростные ударные ракетные катера, десантные корабли на воздушной подушке, скоростные патрульные корабли и катера. ФГУП "Государственный ракетный центр "КБ им. академика В.П. Макева" – создатель уникальных баллистических ракет. Одной из программ ФГУП "Научно-производственное объединение машиностроения" является оснащение ВМФ комплексами оружия с крылатыми ракетами надводного, подводного и наземного базирования. Всего в издании представлены шесть десятков предприятий и организаций флота и промышленности, занимающиеся разработкой боевых и вспомогательных судов, вооружения к ним.

Редакции удалось реализовать и такую интересную задумку. Предоставим слово генеральному директору – главному редактору издательского дома "Оружие и технологии" Николаю Спасскому.

"Мы с интересом работали над вышедшим томом. Наши соотечественники реализовали на практике сотни удивительных проектов, которыми нельзя не восхищаться. И все же значительное место отвели нереализованным проектам, новым проектам и перспективным технологиям, средствам поисковых и аварийно-спасательных работ. Думается, это привлечет внимание самого широко круга читателей – от специалистов-кораблестроителей, до всех интересующихся морской тематикой, – говорит он. – Ведь мы показываем прорывы в научной и технической сферах, что всегда было интересно для думающего человека."

Думается, с этой задачей создатели книги справились, представив на суд читателей свыше трех десятков уникальнейших разработок. С интересом знакомишься с контурами тяжелого авианесущего крейсера проекта 1143.7 (известен как ТАВКР "Ульяновск"). Это был бы первый в отечественном ВМФ корабль с катапультным взлетом летательных аппаратов. Для него проектировались две паровые катапульты, четыре аэрофинишера и три самолето-подъемника. Вместе с тем на корабле сохранялся трамплин. Он был заложен в 1988 году, строительство достигло общей технической готовности 13 процентов (по корпусу – более 40 проц.), но после 1992 года началась его разборка.

Отметим, что в издании использован Единый классификатор предметов снабжения Вооруженных Сил РФ, совместимый по своим параметрам с аналогичными зарубежными классификаторами, что является несомненным удобством. Было бы полезным также дать в томе названия кораблей, употребляемых в общепринятой литературе, а также их наименования в странах НАТО.

И последнее. Выход очередного тома, по сути, совпал с тремя знаковыми событиями для российского ВМФ и кораблестроения. Мы помним, как из зоны Индийского океана пришла самая настоящая сенсация. Там сразу же после окончания войны в Ираке группировка российского Военно-морского флота начала крупное тактическое учение. Вскоре информационные агентства разнесли весть: 16 мая в 8.00 по московскому времени экипаж ракетного крейсера "Москва" осуществил в акватории Индийского океана (Аравийское море) практический пуск крылатой ракеты. Она успешно поразила морскую мишень. В тот же день экипажи сторожевых кораблей "Сметливый" и "Пытливый" выполнили артиллерийские и ракетные стрельбы по морской и воздушной целям. Главнокомандующий ВМФ России адмирал флота Владимир Куроедов выразил благодарность личному составу боевых кораблей, отметив высокий профессионализм. А вскоре пуски крылатых ракет дальнего действия произвели российские стратегические бомбардировщики Ту-160 и Ту-95МС, взаимодействовавшие с военно-морской группировкой. Мировые СМИ не преминули заявить, что Россия впервые после распада СССР сделала шаг на пути восстановления постоянного военно-морского присутствия в Индийском океане. А несколькими днями корабли Черноморского и Тихоокеанского флотов приняли участие в совместном учении с военно-морскими силами Индии "Индра-2003" в рамках "развития стратегического партнерства".

Практически одновременно на вервях ОАО "Судостроительный завод "Северная верфь" (Санкт-Петербург) состоялась закладка второго корвета для нашего флота проекта 20380. Ему присвоено наименование одного из знаменитых кораблей Отечества – гвардейского эскадренного миноносца "Сообразительный". Он имеет высокую скорость и большую автономность плавания. Численность экипажа сведена к минимуму за счет использования современных систем, упрощающих управление кораблем. Минобороны осуществляет стабильное финансирование заказа. А это значит, что корабли вовремя встанут в боевой строй и усилят мощь нашего Военно-морского флота.

И еще. В Санкт-Петербурге – столице отечественного кораблестроения – работает Международный военно-морской салон. Так что все флаги в гости к нам!

Анатолий Докучаев