Покупок в корзине:

ОТ "ПОТАЕННОГО СУДНА"

Военно-промышленный курьер. 05.04.2006

Эта книга выпущена к 100-летнему юбилею подводных сил России. В ней рассказывается о первых шагах подводного кораблестроения в России в ХVIII-ХIХ вв., о героической истории подводных сил в ХХ в., о современных кораблях, подводниках, ученых и инженерах, о предприятиях ОПК.

Эта увесистая энциклопедия состоит из 12 глав. Начало посвящено самым трудным первым шагам подводного кораблестроения. Интересно узнать, что первую подводную лодку предложил построить в 1718 г. (и построил в 1721 г.) крестьянин-мастеровой Ефим Никонов. Она и вошла в историю как "потаенное судно" под названием "Морель". Имя первой субмарины, как ни странно, к морю не имеет никакого отношения. Виной всему ошибка писаря при закладке лодки (вместо слова "Модель"). Время шло. И подводная лодка, построенная в 1834 г., сильно отличалась от "потаенного судна". Первое отечественное судно с цельнометаллическим корпусом - боевая ПЛ, вооруженная пороховыми ракетами, на которой для управления в подводном положении был использован перископ. Ее создатель - генерал Карл Шильдер.

"Потаенное судно" Ефима Никонова, лодки Карла Шильдера, Вильгельма Бауэра, И.Ф. Александровского и С.К. Джевецкого - это те редкие случаи, когда предложения о создании подводных лодок в ХVIII-ХIХ вв. были реализованы. Если воспользоваться современной терминологией, можно сказать, что по проектам, предложенным перечисленными авторами, были построены опытные, а в случае с С.К. Джевецким - даже серийные корабли. Но были и другие нереализованные проекты, о них тоже упомянуто в этой книге.

На страницах издания приводятся сведения и о перспективных направлениях в развитии подводных ракетоносцев, торпедных и многоцелевых ПЛ, об уникальных поисково-спасательных подводных лодках. Рассказано, как создавались морские баллистические и крылатые ракеты. Особо выделен ракетный центр "КБ имени академика В.П. Макеева" - разработчик семи стратегических комплексов, принятых на вооружение. В энциклопедию вошли крупнейшие предприятия подводного кораблестроения.

Интересна глава "Подводник - профессия героическая". В ней приведен полный хронологический перечень и портретная галерея подводников - Героев Советского Союза, Героев Социалистического Труда и Героев России, кавалеров трех степеней ордена "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР".

Рассказывается в книге и о кораблях-памятниках. Судьба подводной лодки схожа с судьбой человека. И как ни печально, но срок службы подводного корабля недолог - максимум 30 лет. Подавляющее большинство их бесследно исчезает в плавильных печах. И лишь немногим достается особая судьба - продолжить плавание, но только уже по волнам истории. Их корпуса и ограждения рубок превращены в музеи, поставлены на пьедесталы, высятся на городских площадях в честь героических экипажей и в память о славных походах.

Эти символы мужества профессии подводника можно увидеть в разных городах. В Москве, напротив Речного вокзала, создан мемориал "Подводная лодка - музей". Всего в мире насчитывается более 70 мемориальных ПЛ. Эти музеи необходимы для подрастающего поколения, так как при их посещении рождаются души новых моряков, новых корабелов, новых покорителей подводных глубин.

При оформлении книги использованы фотографии и документы из фондов Российского государственного архива Военно-морского флота (РГА ВМФ), Центрального военно-морского музея, Музея истории подводных сил России им. А.И. Маринеско, Центральной военно-морской библиотеки, Российской государственной библиотеки, Российского агентства международной информации "РИА "Новости", рекламно-информационного агентства ВМФ "Ботик", архива иллюстраций Издательского дома "Оружие и технологии", а также личных фотоархивов ветеранов подводных сил ВМФ России.

Светлана Кускова