Покупок в корзине:

Новый том энциклопедии

Красная звезда. 14.03.2008

Коллектив Издательского дома «Оружие и технологии» порадовал всех нас очередным, на этот раз шестнадцатым, томом энциклопедии «Оружие и технологии России. XXI век», которая издается под общей редакцией министра обороны Российской Федерации Анатолия Сердюкова. Его название «Военная автомобильная техника» точно раскрывает его содержание. Он подготовлен при участии авторитетнейших экспертов российского оборонного комплекса, отечественного автомобилестроения и Министерства обороны России.

Основным средством, обеспечивающим сегодня тактическую и оперативную подвижность и маневренность войск, является военная автомобильная техника (ВАТ). Издатели и авторы 770-страничного тома подчеркивают, что ВАТ — это не просто автомобильный парк. Военная автомобильная техника создается по тактико-техническим требованиям Министерства обороны России и имеет свои особенности, она используется под монтаж, буксировку комплексов различных видов оружия и средств, обеспечивающих ее применение.

С момента своего появления автомобильная техника превратилась из средства подвоза в неотъемлемый системообразующий компонент общей системы вооружений нашей армии. Сегодня более 95 процентов наземного подвижного вооружения и военной техники монтируется на автомобильных шасси. Не менее важна роль автомобильной техники и в обеспечении повседневной жизни и деятельности частей и соединений: перевозка личного состава и имущества, подвоз продовольствия, обеспечение дежурств, плановых мероприятий и т.д. Ныне практически нет подразделений, способных выполнить поставленные перед ними задачи без использования автомобилей. Следует отметить, что в условиях отсутствия железных дорог или их разрушения автомобильный транспорт становится практически единственным средством осуществления воинских перевозок. Приведу для читателя две такие цифры: удельный вес автомобильного транспорта, а он является самым массовым транспортным средством в Вооруженных Силах, во фронтовом тылу составляет 75—85 процентов, а в армейском — 85—100 процентов от общего объема перевозок.

Ну а теперь непосредственно о самой автомобильной технике.

— В вышедшем томе представлено более 500 образцов ВАТ, помещено свыше 2.000 иллюстраций, чертежей, схем, - говорит генеральный директор — главный редактор издательского дома «Оружие и технологии» Николай Спасский. — Автомобильной отраслью России по заказу и техническим заданиям ГАБТУ Министерства обороны разработаны, испытаны и приняты на вооружение новые перспективные образцы автомобилей УАЗ, ГАЗ, «Урал», КамАЗ, специальных колесных шасси БАЗ и МЗКТ, военных гусеничных машин. Эти образцы не только находятся по своему техническому совершенству на уровне современных и перспективных зарубежных аналогов, но и по отдельным показателям превосходят их. Другим направлением наряду с разработкой новых образцов является глубокая модернизация серийно выпускаемой техники, в первую очередь за счет дизелизации. Обо всем этом детально и всесторонне рассказывается.

В книге все типы и виды военной автомобильной техники распределены по основным производителям. Первый раздел тома представляет автомобили многоцелевого назначения, являющиеся наиболее массовой группой военной автомобильной техники. Этот ряд открывают автомобили Горьковского автомобильного завода «ГАЗ» как прошлых выпусков, так и опытные образцы: легковые автомобили ГАЗ-24 и ГАЗ-31029 «Волга», грузовые автомобили ГАЗ-51А, ГАЗ-63, ГАЗ-66, армейский автомобиль многоцелевого назначения ГАЗ-66-40, высокомобильные ГАЗ-3937 и ГАЗ-39371, автомобили ГАЗ-2705 семейства «Газель», армейский автомобиль многоцелевого назначения ГАЗ-33097, являющиеся дальнейшим развитием хорошо известной модели армейского автомобиля ГАЗ-66-11, автомобили ГАЗ-233036 «Тигр», ГАЗ-29651 «Каратель». Всего — более 30 образцов.

Представлены полноприводные автомобили Ульяновского автомобильного завода, который производит автомобили с 1942 года: УАЗ-469 и УАЗ-469Б, легковой автомобиль повышенной проходимости с короткой базой УАЗ-3150, спецавтомобиль УАЗ-3152 «Гусар», подвижный узел связи «Барсук» на шасси УАЗ-3159 «Барс» с дизельным двигателем и другие.

У читателя есть возможность познакомиться и со специальными автомобилями корпорации «Защита». К примеру, c автомобилем «Скорпион», предназначенным для ведения скоротечных боевых операций в тылу противника, сопровождения транспортных средств при особо важных перевозках, переброски личного состава для выполнения специальных задач. На страницах книги мы можем увидеть «Скорпион», оснащенный ПТРК «Метис-М».

Широко рассказывается о продукции Уральского автомобильного завода («УралАЗ»). Это одно из крупнейших и динамично развивающихся предприятий автомобильной отрасли России. Основанный в 1941 году на базе эвакуированных цехов Московского автозавода «ЗиС», Уральский автозавод продолжает традиции выпуска надежной армейской техники. Энциклопедический том дает возможность познакомиться с десятками автомобилей серии «Урал» — от армейского автомобиля многоцелевого назначения Урал-375 до автопоезда Урал-44202-30, предназначенного для перевозки легкобронированной техники и другого военного имущества по всем видам дорог. Представлены также многочисленное вооружение и военная техника видов Вооруженных Сил и родов войск на шасси автомобилей «Урал».

Камский автомобильный завод («КамАЗ») — один из самых крупных и современных заводов по производству автомобилей для нашей армии. Армейские автомобили многоцелевого назначения КамАЗ разработаны на базе автомобиля коммерческого назначения с максимальным уровнем унификации и использованием созданных производственных мощностей. Перед нами проходит ряд автомобилей, начиная с автомобилей предыдущих поколений и кончая поколением КамАЗов семейства «Мустанг», а также свыше 30 образцов вооружения и военной техники на шасси автомобилей КамАЗ.

Издатели не могли обойти стороной и автомобильную технику, выпускаемую на Заводе им. И.А. Лихачева, созданного в далеком 1916 году. В послевоенные десятилетия до 40 процентов всех армейских автомобилей носили марку столичного предприятия: ЗИЛ-151, ЗИЛ-157, ЗИЛ-131. Представлены как ретроспективные образцы, так и образцы техники, стоящие сегодня на вооружении.

Познакомится читатель и с автомобильной техникой Кременчугского автомобильного завода — холдинговой компанией «АвтоКрАЗ» и Луцкого автомобильного завода «ЛуАЗ» (Украина), других предприятий.

Еще раз заострю внимание читателя на том, что в увидевшем свет томе дается краткое описание не только самой военной автомобильной техники, но и базовых шасси под монтаж вооружения, грузовых автотягачей, специализированной автотехники общевойскового назначения, гусеничных машин транспортно-тягового класса. Представлены, к примеру, специальные колесные шасси и колесные тягачи Брянского автомобильного завода, вооружение на шасси Минского автомобильного завода и Минского завода колесных тягачей, седельные тягачи производственного объединения «Русич» — Курганский завод колесных тягачей. Рассказывается о гусеничных транспортерах Заволжского завода гусеничных тягачей и Муромского тепловозостроительного завода.

Кроме того, в книге можно найти информацию о всех прицепах и полуприцепах, кузовах-контейнерах и кузовах-фургонах многоцелевого назначения, подвижных средствах технического облуживания, ремонта и эвакуации. Приведены краткие характеристики основных силовых агрегатов и двигателей, средств их диагностики.

В отдельный раздел выделены материалы о предприятиях по производству и ремонту ВАТ и комплектующих (свыше 50 концернов, компаний, фирм), которые дают полное представление об автомобильной отрасли России и стран Содружества.

Для классификации военной автомобильной техники применен Единый классификатор предметов снабжения (ЕКПС) Вооруженных Сил России, разработанный Минобороны и по своим параметрам совместимый с зарубежными классификаторами.

Издатели тома, а он вышел при поддержке ВТБ, подводят нас к выводу, что российская военная автомобильная техника в полной мере отвечает требованиям времени и в перспективе сохранит и в достаточной степени усилит свое значение как составная часть вооружения и военной техники Вооруженных Сил Отечества.

Словом, очередной том энциклопедии «Оружие и технологии России. XXI век» - это целый «военный автомобильный мир», который предлагается познать.

Анатолий Докучаев