Значение
автомобильной техники для вооруженных сил, что называется, трудно переоценить.
Характер современных и прогнозируемых боевых действий, опыт крупномасштабных
войн и многочисленных локальных конфликтов прошлого свидетельствуют, что подвижность
и маневренность становятся одними из основных составляющих боевой мощи войск.
А военная автомобильная техника (ВАТ) является основным средством, обеспечивающим
тактическую и оперативную подвижность и маневренность войск, а также образцов
вооружения, смонтированных на колесных шасси — а это более 95% наземного подвижного
вооружения и военной техники ВС РФ. Поэтому новый том энциклопедии "Оружие и
технологии России" имеет весьма важное значение и как самостоятельное справочное
издание, и как дополнение к ранее опубликованным томам, посвященным другим образцам
военной техники.
В условиях отсутствия железных дорог или их разрушения автомобильный транспорт
становится практически единственным средством осуществления воинских перевозок.
По информации Главного автобронетанкового управления МО РФ, приведенной в новой
книге издательского дома "Оружие и технологии", удельный вес автомобильного
транспорта во фронтовом тылу составляет 75—85%, в армейском — 85—100% от общего
объема перевозок. Потребности в подвозе материальных средств войскам в среднем
за каждые 5-6 лет возрастают на 20—25%, а масса заправки мотострелковых и танковых
дивизий за каждые 5 лет увеличивается в 1,25—1,28 раза, то есть объем подвоза
материальных средств автомобильным транспортом будет постоянно расти.
Поэтому в настоящее время развернуты работы по формированию перспективного
парка военной автомобильной техники ВС РФ. Они предполагают, что вновь разрабатываемые
наземные подвижные шасси ВВТ родов войск и служб будут размещаться на унифицированных
семействах автомобилей, укомплектование частей в войсковом звене будет осуществляться
автомобилями семейства "Урал", в оперативном звене — семейства "КамАЗ" , морально
и физически устаревшая техника будет принудительно заменяться. Также предполагается
перенести на унифицированные семейства машин имеющееся в распоряжении Вооруженных
Сил вооружение и военную технику.
XVI том энциклопедии "Оружие и технологии России" как раз дает представление
о том, какая автомобильная техника должна исчезнуть из ВС РФ, а какая обеспечит
мобильность армии в ближайшей перспективе. В книге представлены базовые шасси
под монтаж вооружения и военной техники, грузовые автотягачи, специализированная
автомобильная техника общевойскового назначения, легковые автомобили и гусеничные
машины транспортно-тягового класса. Также имеется информация о прицепах и полуприцепах,
кузовах-контейнерах и кузовах-фургонах многоцелевого назначения. В отдельный
раздел выделены подвижные средства технического обслуживания, ремонта и эвакуации,
приведены краткие характеристики основных силовых агрегатов и двигателей. Все
типы и виды ВАТ распределены по заводам-изготовителям. Всего в томе имеется
информация более чем о 500 образцах ВАТ.
Особенностью XVI тома энциклопедии является также небольшая вступительная статья
Сергея Чемезова, в 2004—2007 гг. возглавлявшего ФГУП "Рособоронэкспорт", о зарубежных
поставках российской ВАТ. По его информации, российские военные автомобили востребованы
на африканском континенте, в странах Латинской Америки и Ближнего Востока.
Илья Кедров