Покупок в корзине:

НЕФТЕПРОДУКТООБЕСПЕЧЕНИЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ ОТЕЧЕСТВА

Военно-исторический журнал. 01.07.2008

Коллективный труд, подготовленный российскими учёными-историками П. И. Вещиковым, В. А. Золотарёвым, A. M. Соколовым, М. В. Яновичем и другими, является издательским проектом нефтяной компании "ЛУКОЙЛ" и службы горючего Вооружённых сил Российской Федерации (ВС РФ).

Авторы предприняли попытку выявить закономерности и тенденции развития системы нефтепродуктообеспечения, её роль и значение в поддержании высокой степени боевой готовности отечественных Вооружённых Сил, объективно показать её место среди оборонных приоритетов государства как в мирное, так и в военное время. В книге прослеживается нелёгкий путь становления системы снабжения горючим в тесной связи с развитием нефтяной промышленности нашей страны. Наряду с практическими шагами анализируются и теоретические взгляды на нефтепродуктообеспечение Вооружённых Сил.

Структурно труд состоит из вступительных статей, шести частей, пятнадцати разделов и заключения, содержащего краткие выводы и рекомендации по рассматриваемой теме и обширный тематический список использованных авторами источников и литературы.

Основы снабжения российских армии и флота смазочными материалами, отмечается в кратком экскурсе в историю вопроса, были заложены в середине XVII — начале XVIII века, а государственный интерес к нефти появился в России в период правления Петра I (с. 39). Начало промышленной добычи нефти в Российской империи (60-е годы XIX столетия; бурение первых нефтяных скважин) связано с именами военных: инженер-полковника А. А. Бурмейстера, генерал-майора в отставке П. А. Бильдерлинга, лейтенанта флота в отставке Г. И. Зотова и гвардии полковника А. Н. Новосильцева, о деятельности которого читателя знакомит статья "Первый нефтяной фонтан России" (с. 43—46).

С начала XX века шёл процесс оснащения кораблей русского военного флота энергетическими установками, работающими на жидком топливе, армии — автомобилями, танками, самолётами, росли объёмы потребления моторного топлива. Всё это привело к появлению "системы заведования" (обеспечения) нефтепродуктами — службы горючего. В 1914 году в русской армии обеспечением горючим ведало Главное военно-инженерное управление, на флоте — Главное морское хозяйственное управление. Авторы подчёркивают, что уже в начале Первой мировой войны 1914—1918 г. г. в полной мере проявилась прямая зависимость боеспособности Российской империи от наличия собственных ресурсов нефтяного топлива или его надёжных поставок. Тогда русская армия насчитывала 263 самолёта, 711 автомобилей, 101 мотоцикл, а к концу 1917 года — уже 700 самолётов, 9930 автомобилей, в том числе 500 бензовозов и около 300 бронеавтомобилей (с. 47).

Следующие два раздела книги освещают двадцатилетний период, предшествовавший Великой Отечественной войне 1941—1945 г. г., в частности вопросы наличия ресурсов нефти в стране, состояния и уровня развития нефтяной промышленности и транспорта, реорганизации системы нефтепродуктообеспечения в СССР. Историки анализируют возникшие тогда проблемы, которые отрицательно сказались на боеспособности наших войск, особенно во время советско-финляндской войны 1939—1940 г. г. Назовём лишь некоторые из них: серьёзные недочёты в области создания запасов горючего, переработки нефти, систематическое невыполнение производственных планов действовавшими заводами по причине медленного освоения технологического процесса, низкая обеспеченность Красной Армии техническим имуществом для горючего.

Здесь же читатель найдёт материал о репрессиях в службе горючего в 1937—1939 г. г. (с. 94), которые привели к тому, что база подготовки кадров "была создана лишь за 1,5 года до начала Великой Отечественной войны, что не позволило за короткий срок подготовить достаточное количество специалистов" (с. 113, 114). К началу войны, делают вывод авторы, "Красная Армия имела значительные запасы горючего на театре военных действий при явном недостатке технических средств, обеспечивающих подачу нефтепродуктов соединениям, частям и подразделениям" (с. 86).

Большая часть труда (10 разделов) раскрывает картину снабжения горючим оперативно-стратегических объединений Красной Армии в основных операциях Великой Отечественной. В этот период от слаженной деятельности службы горючего и предприятий наркомата нефтяной промышленности СССР зависел не только исход того или иного сражения, но и судьба нашей Родины. Наиболее драматическими для системы нефтеснабжения стали 1941 г. и 1942 г., считают авторы, когда появилась "угроза захвата противником Кавказа, его нефтяных промыслов и нефтеперерабатывающих заводов, а также выхода его к Волге, что в свою очередь перекрывало транспортирование по ней нефтепродуктов" (с. 345).

В познавательном отношении интересны статьи, содержащие сюжеты о роли нефти в завоевательных планах Гитлера, топливной составляющей ленд-лиза, трудовом подвиге нефтяников в тылу, значении служебной записки от 10 июня 1942 года академика С.С. Намёткина начальнику Управления снабжения горючим Красной Армии бригадному инженеру М. И. Кормилицыну, трубопроводе, проложенном по дну Ладожского озера в июне 1942 года, провале операции нацистов "Кавказская нефть", борьбе за румынскую нефть, нефтехимическом сегменте послевоенных репараций.

В части "Снабжение нефтепродуктами в 1946—2007 г. г. (хронограф)" в историческом аспекте рассмотрены вопросы трансформации производственной базы нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей отрасли и изменения путей транспортирования нефтепродуктов для войск действующей армии.

Следует отметить, что книга прекрасно издана, снабжена множеством иллюстраций (копии фотодокументов, портреты, плакаты, современные цветные фотографии), карт, схем, таблиц и диаграмм. Здесь представлены биографические справки о выдающихся военных деятелях, учёных, руководителях службы горючего (В. Г. Шухове, И. К. Седине, М. И. Кормилицыне, И. М. Губкине, А. В. Хрулёве, Н. К. Байбакове, В. В. Никитине, И. Н. Базанове, В. А. Блохине), выдержки из монографий, мемуаров.

Следует отметить, что на фоне уже существующей литературы по данной теме рецензируемая книга выделяется уникальностью и оригинальностью подбора и подачи материала. К сожалению, авторы не сделали историографического анализа такой важной и интересной темы, но в целом профессионально и убедительно обобщили представления о роли нефти в обеспечении деятельности Вооружённых Сил России.