Покупок в корзине:

Познайте армейский тыл

Красная звезда. 23.09.2008

«Средства тылового обеспечения» — так называется очередной, семнадцатый том энциклопедии «Оружие и технологии России. XXI век», издающейся под общей редакцией министра обороны Российской Федерации Анатолия Сердюкова. Он подготовлен специалистами Тыла Вооруженных Сил России и коллективом Издательского дома «Оружие и технологии».

Читателю подан, что называется, во всей красе весь Тыл Вооруженных Сил России. В книге дана краткая характеристика сил и средств, предназначенных для материального, транспортного, ветеринарно-санитарного, торгово-бытового и других видов обеспечения, направленных на выполнение комплекса мероприятий по поддержанию постоянной боевой и мобилизационной готовности войск. «Учитывая происходящие в наших Вооруженных Силах определенные структурные изменения, — отмечает генеральный директор - главный редактор Издательского дома «Оружие и технологии» Николай Спасский, — в вышедшем томе обращено особое внимание на совершенствование системы тылового обеспечения и внедрение новых технических средств обеспечения частей и подразделений, особенно в вопросах продовольственного и вещевого снабжения и поставок горючего».

Книга открывается программной статьей начальника Тыла Вооруженных Сил РФ — заместителя министра обороны России генерала армии Владимира Исакова «Основные направления совершенствования системы тылового обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации». Что касается непосредственно технических средств системы тылового обеспечения, то им посвящена львиная доля 616-страничного, хорошо иллюстрированного тома. 18 разделов представляют технику специальных войск и тыловых служб, в том числе: штаба Тыла Вооруженных Сил, Железнодорожных войск, Центрального автомобильно-дорожного управления Минобороны РФ, Центрального управления ракетного топлива и горючего Минобороны РФ, Центрального продовольственного управления Минобороны РФ, Центрального вещевого управления Минобороны РФ.

Повествование начинается с возможностей штаба Тыла Вооруженных Сил — главного органа управления тылом. Здесь действует автоматизированная система управления (АСУ) Тыла ВС, входящая в состав АСУ Вооруженных Сил «Центр» и сопряженная с другими АСУ Минобороны. Разработан и внедрен в эксплуатацию мобильный комплекс средств автоматизации для оперативного и войскового звеньев. Читатель ознакомится с информационной системой, предназначенной для оснащения комплексов средств автоматизации КСА, повышения оперативности и качества информационной поддержки при принятии решений органами военного управления Тыла ВС. Детально представлены комплекс информационного обмена И-300, штабная машина начальника тыла (вооружения) — заместителя командующего войсками фронта, армией по тылу (вооружению) МТ-65, штабная машина начальников служб тыла (вооружения) фронта, армии МТ-66, подвижной электронно-вычислительный комплекс для тылового пункта управления фронта, армии МТ-513, другие средства. Тут же рассказывается о поезде комплексного тылового обеспечения ПКТО. Автора публикуемых заметок в этом разделе более всего заинтересовал мобильный типовой комплекс военного городка (оказывается, есть и такой), предназначенный для обустройства военнослужащих мотострелкового батальона и ему равного подразделения при длительном размещении в полевых условиях (на срок более 6 месяцев) или когда строительство городков экономически нецелесообразно.

Энциклопедически показаны Железнодорожные войска, в состав которых ныне входят: командование войск; управления железнодорожных корпусов; отдельные железнодорожные бригады (сокращенного состава); кадр железнодорожных бригад; воинские части, научно-исследовательские учреждения, организации и военные образовательные учреждения профессионального образования. С состоянием и перспективами развития войск нас знакомит командующий Железнодорожными войсками генерал-лейтенант Сергей Климец, а с деятельностью 61-го научно-исследовательского испытательного института (Железнодорожных войск) — его начальник генерал-майор Виктор Поплавский. Кроме того, публикуются статьи о научных достижениях и новых технических решениях, используемых для создания систем и комплексов технических средств, о прогрессивных управленческих технологиях.

Широко представлена техника войск. Тут и путевая техника (звеносборочный стенд ЗС-500, мобильный звеносборочный стенд ЗС-500М, путеукладчик тракторный ПБ-3М и др.), мостовая техника (от наплавного унифицированного железнодорожного моста-ленты МЛЖ-ВФ-ВТ до агрегата для сушки и просеивания песка КСМ-К), ремонтные средства, средства диагностики и измерений, техника водоснабжения, подвижные средства АСУ, спецпоезда — до 40 единиц техники.

О состоянии и перспективах развития технических средств автомобильно-дорожной службы рассказывает начальник Центрального автомобильно-дорожного управления Министерства обороны РФ генерал-лейтенант Федор Алексаков. Необходимость организации дорожного обеспечения войск в России возникла вместе с созданием регулярной русской армии. Уже в 1724 году в Санкт-Петербурге началась подготовка специалистов дорожно-мостовых работ. В 1906 году с созданием в армии первых автомобильных команд зарождается автотранспортное обеспечение. В настоящее время ежегодно автомобильные соединения и воинские части перевозят более 10 млн. тонн различных воинских грузов. Ежедневно в перевозках задействовано более 100 тыс. автомобилей. Силами и средствами дорожных войск осуществляется восстановление мостов через водные преграды в районах ведения боевых действий и при ликвидации последствий стихийных бедствий.

В томе представлены высоководные и низководные автодорожные разборные мосты, наплавные автодорожные разборные мосты и специальные паромы, сваепогрузочные средства, средства управления движением автомобильного транспорта, дорожно-технические средства. У читателя есть возможность подробно ознакомиться с каждым средством и увидеть его. Так, тактический автодорожный разборный мост ТАРМ позволяет быстро возводить и восстанавливать низководные мосты через водные преграды шириной до 50 м и глубиной до 3 м, неглубокие каньоны, размывы дорожных насыпей. А с помощью наплавного автодорожного разборного моста НАРМ можно оборудовать мостовые переправы грузоподъемностью 60 т и длиной 225 м, а также паромные переправы грузоподъемностью 40, 60, 90 и 120 т.

Современное состояние и перспективы развития службы горючего Вооруженных Сил читателю представляет начальник Центрального управления ракетного топлива и горючего Министерства обороны РФ генерал-майор Виктор Каук. Следует отметить, что применение в военном деле горючего, смазочных материалов и специальных жидкостей началось во время Первой мировой войны. В 1914—1918 годах на вооружении Российской армии находилось до 10 тыс. автомобилей, 700 самолетов и 300 броневиков. Ежемесячный расход горючего составлял более 2 тыс. т автомобильного и до 450 т авиационного бензина. Сегодня без службы горючего нельзя представить функционирование нашей армии и флота. Энциклопедический том показывает 43 единицы средств заправки и транспортирования горючего (средства транспортирования компонентов ракетного топлива, заправки горючим общевойскового назначения, полевые заправочные пункты, средства заправки летательных аппаратов, средства заправки кораблей топливом в условиях необорудованного побережья и др.), 7 единиц полевых магистральных и складских трубопроводов, 16 единиц средств перекачки компонентов ракетного топлива и горючего и 6 единиц средств его хранения.

В сфере особого внимания тыловых служб находится продовольственное обеспечение, и прежде всего улучшение организации и повышение качества питания личного состава. Наиболее перспективным здесь является организация питания через предприятия общепита на конкурсной основе. В настоящее время так организовано питание в 34 воинских частях и организациях, где в 45 столовых питаются почти 32 тыс. человек. При этом сокращается число военнослужащих, отвлекаемых от мероприятий боевой подготовки (для несения службы в наряде по столовой), — более 800 человек ежедневно. В целях улучшения качества и сбалансированности питания с 1 января 2008 года введены новые нормы продовольственных пайков, в которых более полно учтены физиологические потребности в пищевых веществах и энергии для различных групп, а также медико-технические требования к нормам продовольственных пайков. Интересный факт. В рамках проводимой работы в прошлом году разработан горный рацион питания, войсковые испытания которого проведены при восхождении горной мотострелковой роты на г. Эльбрус (высота 5.642 м) в ходе проведения тактического учения с 33-й омсбр (горной). Мы ознакомимся не только со средствами приготовления, транспортирования и приема пищи, но и с пайками для военнослужащих — боевым, повседневным, аварийным, выживания и др. А о состоянии и перспективах развития технических средств продовольственной службы рассказывает начальник Центрального продовольственного управления Министерства обороны РФ генерал-майор Юрий Бурдюг.

Что касается вещевого обеспечения военнослужащих, то следует учесть, что воспитание и привитие человеку в погонах организованности и порядка в нашей армии всегда начиналось с формы одежды. С учетом общественной значимости этого была разработана новая форма одежды для военнослужащих, образцы которой 28 января 2008 года были представлены Президенту России и одобрены им для последующего утверждения. Из книги мы узнаем, что для военнослужащих соединений и воинских частей специального назначения (в том числе для действующих в СКВО двух мотострелковых горных бригад) разработаны альпинистское имущество и снаряжение. В ближайшей перспективе появятся новейшие ботинки с высокими берцами и литой подошвой, качество которых будет на порядок выше нынешней солдатской обуви. О состоянии и перспективах развития технических средств вещевой службы повествует начальник Центрального вещевого управления Министерства обороны России генерал-майор Анатолий Кривоуз. Большой интерес вызывают технические средства, вещевое имущество, а еще больший — образцы формы одежды, в том числе перспективной, специальная одежда.

Широко и полно представлены также средства службы пожарно-спасательной и местной обороны, ветеринарно-санитарной службы, Управления начальника экологической безопасности Вооруженных Сил. В книге показана деятельность Центрального управления военных сообщений Минобороны, Главного управления торговли Минобороны, Управления сельского хозяйства Минобороны и некоторых тыловых учреждений. Рассказывается о военно-учебных заведениях Тыла Вооруженных Сил и Железнодорожных войск.

Не могу не сказать о том (для читателя, интересующегося военной темой), что в книге ярко представлены музеи Тыла наших Вооруженных Сил: Музей Железнодорожных войск (г. Щелково Московской области), Музей службы горючего Вооруженных Сил России (г. Наро-Фоминск Московской области), Музей продовольственной службы Вооруженных Сил (г. Монино Московской области) и Музей обмундирования русской, советской и иностранных армий (г. Щелково Московской области). Завершает издание специальный раздел об основных предприятиях и организациях, которые работают в интересах тыла.

Для классификации военной автомобильной техники применен Единый классификатор предметов снабжения (ЕКПС) Вооруженных Сил России, разработанный Минобороны и по своим параметрам совместимый с зарубежными классификаторами.

Словом, новый том — это полное представление о современном и перспективном уровне оснащения Тыла ВС на основе внедрения наукоемких и высоких технологий.

Анатолий Докучаев