Покупок в корзине:

СТОЛЕТИЕ НЕЗРИМОЙ ВОЙНЫ

Военно-промышленный курьер. 14.07.2004

Аббревиатура "РЭБ" сегодня хорошо известна любому человеку, мало-мальски знакомому с вопросами современного военного искусства, развитием армий и флотов, ходом локальных войн и вооруженных конфликтов последних десятилетий. Ибо радиоэлектронная борьба в наше время воспринимается как естественная составляющая боевых действий любого масштаба. Причем уже не раз было доказано на практике, что эффект от применения средств РЭБ сравним или даже превосходит результат непосредственного использования оружия.

Следует также подчеркнуть, что радиоэлектронная борьба отнюдь не начинается с первым выстрелом, с первым разрывом снаряда или ракеты и не заканчивается после официального прекращения огня. Эта незримая война давно идет фактически беспрерывно.

Заголовок представляемой читателям "ВПК" книги говорит о том, что она - не о РЭБ вообще. Однако именно в ВМФ, по ряду причин, она зарождалась и получала первоначальное развитие. Да, радиоэлектронная борьба, как самостоятельная отрасль военного дела, оформилась в научном, организационном и техническом планах в 1950-1970-е гг. Конечно, все ее базовые понятия, современная терминология в данной области сложились преимущественно во второй половине ХХ столетия. Тем не менее, как отмечается в труде, при изучении архивных материалов, относящихся к истории РЭБ, легко находить соответствия и проводить параллели с днем нынешним. Даже у самого понятия "радиоэлектронная борьба", широко вошедшего в оборот в 1960-е гг., куда более почтенный "возраст". Ведь еще в 1911 г. в документах Российского флота появился термин "борьба за радиосвязь", под которым, с одной стороны, специалисты тогда понимали действия по "уничтожению радиосвязи неприятеля", а с другой - "борьбу за сохранение своей радиосвязи" при наличии организованной помехи противника.

Впрочем, те же архивные материалы свидетельствуют: реальность распространения военного противоборства на сферу радио находилась в поле зрения высшего военно-морского руководства России буквально с первых дней внедрения этого изобретения на флоте. Примером тому может служить доклад Морского технического комитета, составленный еще в январе 1902 г. Решающий же шаг, позволивший окончательно перевести идеи РЭБ в плоскость военной практики, был сделан в первые месяцы Русско-японской войны 1904-1905 гг. вице-адмиралом С.О. Макаровым. Вступив в феврале 1904 г. в командование флотом Тихого океана, Степан Осипович 7 марта издал исторический приказ № 27, явившийся, по существу, первым официальным документом в области радиоэлектронной борьбы. Организованная, согласно этому приказу, в сжатые сроки на кораблях радиоразведка, возможность контролировать работу средств радиосвязи японцев, позволили вскоре сделать следующий, совершенно естественный в смысле внутренней логики РЭБ шаг - разработать и впервые с успехом применить в бою меры по нарушению радиосвязи противника. Это событие произошло 2 (15-го по н. ст.) апреля 1904 г.

С той поры минул век, на протяжении которого радиоэлектронная борьба живет и совершенствуется. В книге показано, как шел данный процесс в отечественном ВМФ.

Александр Викторов