Покупок в корзине:

ФИЗИКА ОБОРОННОГО ЗНАЧЕНИЯ

Независимое военное обозрение. 06.04.2007

28 сентября 1942 года вышло распоряжение Государственного комитета обороны СССР, обязывающее Академию наук возобновить работы «по исследованию осуществимости использования атомной энергии путем расщепления ядра урана и представить ГКО доклад о возможности создания урановой бомбы или уранового топлива». Таким образом, в этом году исполняется 65 лет ядерному оружейному комплексу страны. И весьма знаменательно, что именно сейчас вышел очередной, четырнадцатый по счету том энциклопедии «Оружие и технологии России», посвященный как раз атомной промышленности.

ФАНТАСТИЧЕСКИЙ РЫВОК

Пожалуй, впервые без грифа «Секретно» в достаточно полном объеме представлена эта непростая тема в открытой печати. В томе перечислены свыше 40 ведущих предприятий отрасли. Основные направления их деятельности отражены в 10 разделах книги, охватывающих все аспекты производства: разработку, изготовление и эксплуатацию ядерных боеприпасов, утилизацию ядерных материалов и др.

Открывается книга хроникой основных работ Российского федерального ядерного центра с фотогалереей достижений: первая атомная бомба СССР, испытанная на Семипалатинском полигоне 29 августа 1949 года; первая тактическая серийная атомная бомба; первая водородная бомба; боевые части баллистических ракет. Впрочем, нашлось место на страницах тома и для обычных вооружений, к разработке которых тоже приложил руку РФЯЦ–ВНИИЭФ. Например, здесь создан тандемный кумулятивный заряд для противотанковой управляемой ракеты «Атака».

После войны страна лежала в руинах, но международная обстановка вынуждала расходовать громадные средства не на восстановление разрушенного, не на повышение благосостояния народа, а на атомную промышленность. Однако эти вложения не только обеспечили создание «ядерного щита», но и позволили совершить громадный технологический скачок в разных областях. Появились новые научные направления, школы, целые отрасли производства. Вслед за глубокими фундаментальными исследованиями приходили прикладные знания. В первую очередь, естественно, они находили применение в обороне.

Вот системы электрического и нейтронного инициирования ядерных зарядов. В первых бомбах электродетонаторы подрывали заряд обычного взрывчатого вещества. В результате происходило сжатие ядерного материала, и начиналась цепная реакция. Внешний импульсный источник нейтронов может размещаться вне заряда, что делает хранение ядерных боеприпасов безопасным. Он практически безотказен и в течение длительного срока может находиться в состоянии боевой готовности, выдерживает огромные перепады температур и большие механические нагрузки. Такой импульсный источник нейтронов стоек даже к высокой радиации.

Впервые систему нейтронного инициирования ядерных зарядов успешно испытали в 1954 году. С тех пор габариты импульсного источника нейтронов уменьшились на два порядка – в сотни раз! Миниатюрные импульсные источники были созданы для всех видов ракет, артиллерийских снарядов и других стратегических и тактических средств поражения. Они представляют собой малогабаритные ускорители ионов тяжелого изотопа водорода – дейтронов, бомбардирующих мишень, насыщенную атомами сверхтяжелого изотопа водорода – трития. По мощности мгновенного нейтронного излучения эквивалентны мощности излучения ядерного реактора.

Система инициирования ядерного заряда – самый сложный компонент конструкции ядерного боеприпаса. Второй по сложности элемент – система предохранения. Так, немалых трудов стоило решить проблему исключения ядерного взрыва в случае промаха и падения зенитной управляемой ракеты с ядерным боеприпасом на своей территории. Такой боеголовкой, например, была оснащена ракета ЗРК С-200. А две трети всего ядерного оружия СССР, установленного на Кубе в период Карибского кризиса, составляли изделия КС-7 – «фронтовая крылатая ракета ФКР-1». В сущности, это самолет-снаряд с ядерным блоком, разработанный в КБ Микояна.

Немалые сложности пришлось преодолеть конструкторам при создании очень специфического класса ракет противолодочных комплексов «Вихрь», «Вьюга», «Водопад». Ракете дважды приходилось переходить из одной среды в другую, в том числе приводняться на большой скорости, срабатывать на разных глубинах. Впервые удалось создать систему ударозащиты заряда, что позволило обойтись без тормозных парашютов.

Кстати, о парашютах: система спуска, специально разработанная для сверхтяжелой водородной бомбы, используется при посадке спускаемых модулей космических кораблей.

РАБОТЯЩИЙ АТОМ

670 страниц тома содержат информацию обо всем, что имеет хотя бы косвенное отношение к ядерной теме. Не только боеприпасы и носители, но и ядерные реакторы подводных лодок, обогащение урана и непростая металлургия плутония, производство и утилизация, средства защиты и методы охраны особо важных объектов. Но главное – это поразительные технологии мирового уровня. Сверхмощная мобильная лазерная установка, например. С расстояния 100 м она режет стальные трубы даже сквозь стену огня и предназначена для ликвидации аварий на нефтегазовых месторождениях.

Среди мирной продукции – термоэмиссионные и термоэлектрические ядерные энергетические установки. Термоэмиссионные ЯЭУ служат источниками питания на космических аппаратах. В разное время на орбитах было использовано более 30 таких установок. Необслуживаемая ядерная термоэлектрическая установка НС ЯТЭУ-100/3000 («Елена») с прямым преобразованием тепловой энергии в электрическую и с использованием остаточного тепла для теплофикации может эффективно обогревать и освещать целый поселок в зоне вечной мерзлоты. Реактор работает без перезагрузки 25 лет без сбросов в окружающую среду, то есть экологически чист.

Реакторам посвящен большой раздел тома. Тут и первый уран-графитовый реактор «А», и исследовательский «АИ», промышленные реакторы «И» для наработки трития и плутония, энергетические установки для боевых кораблей. Один из реакторов находится глубоко под землей. Как написано в рассекреченном постановлении Совета министров СССР от 26 февраля 1950 года, «в скальных породах с заглублением не менее 200–230 метров над потолком сооружений». И место определено в 50 км ниже Красноярска на правом берегу Енисея. Сейчас здесь находится город Железногорск, а под отрогами Саян располагается производство диоксида плутония и регенерированного урана, способное работать даже в условиях ядерной войны.

Большой раздел пришелся на ядерные испытательные полигоны. Если про Семипалатинский полигон написано много, то гораздо меньше известно о Северном (Новоземельском) – центральном полигоне Российской Федерации. Он был создан для испытания образцов ядерных вооружений ВМФ в морских условиях как «Объект-700» в 1954 году на архипелаге Новая Земля. Через год на губе Черная была испытана морская ядерная торпеда Т-5. Всего полигон обеспечил проведение 130 взрывов в разных природных средах. В книге приводятся воспоминания начальника полигона Гавриила Кудрявцева об испытаниях знаменитой «супербомбы» мощностью 50 мегатонн в августе 1961 года.

Не менее интересны воспоминания о подземных взрывах на Новой Земле – в штольнях горного массива возле пролива Маточкин Шар. Сразу после взрыва в штольню отправилась дозиметрическая разведка, следом – испытатели первого броска в специальных защитных костюмах. Порода частично обрушилась, висела густая пыль, а кое-где к датчикам гамма-излучения приходилось пробираться по-пластунски, быстро поднимался уровень радиации…

Как и все предыдущие тома серии, 14-й том богато иллюстрирован. На иллюстрациях впервые можно увидеть многие объекты и изделия. Испытываешь гордость за свою страну, когда листаешь глянцевые страницы. И не столько от вида боеголовок и ракет, сколько от понимания, что российская наука остается на передовых рубежах, что есть немалый задел знаний и технологий, с которыми не стыдно войти в XXI век.

Виктор Алексеев